ПОХОРОННЫЙ ДОМ
"РЕКВИЕМ"

Круглосуточный телефон:

5-55-55

Что оставим нашим детям?

В 2017 году, объявленном Годом экологии в России, в средствах массовой информации проходит множество публикаций, телепередач, интернет-сообщений по данной теме. Мы читаем и слышим о вреде, который наносится окружающей среде, водоемам, флоре и фауне промышленными выбросами, выхлопными газами, несанкционированными свалками и так далее. И при этом крайне редко затрагивается еще один аспект, касающийся экологии также непосредственно, - неуклонное увеличение земельных площадей, отводящихся под кладбища. Только в столице захоронения занимают уже 1500 гектаров, что составляет 1,5 процента от всей московской территории.

Традиционно во всех поселениях площади под кладбища отводятся на достаточно удаленном от городов, поселков и деревень расстоянии. Чаще всего это означает, что территории, предназначенные для захоронений, изначально представляют собой уголки нетронутой природы, а в Сибири – это в основном леса. Уже одно это дает представление о том, какой ущерб наносится экологии: на месте будущего кладбища выкорчевываются деревья, нарушается естественный плодородный слой почвы, покидают свои места обитания звери и птицы.

Но не только в этом заключается вред, который человек наносит природе в данной ситуации. Есть и другой аспект, более важный и серьезный. Места для расположения кладбищ чаще всего выбираются на землях, неудобных для сельскохозяйственного использования, жилищного или иного строительства. Расположены они, как правило, недалеко от водоемов, рек, болот, оврагов. В таких местах продукты разложения в обязательном порядке попадают в подземные воды и через них – в те же водоемы.

Большой риск попадания в реки и озера этих продуктов и в том случае, если кладбище находится на горе, особенно на территориях с традиционно повышенной заснеженностью и глинистой почвой, что характерно для многих населенных пунктов Кузбасса и Сибири в целом. В этой ситуации практически каждое городское кладбище представляет собой экологическую бомбу, ухудшающую и без того сложную обстановку близлежащего населенного пункта.

Может быть, в отдаленном будущем человечество придумает множество способов экологически чистого, безвредного для окружающей среды и живущих на земле людей способов захоронения. Пока же существует один, давно реализуемый в развитых странах и внедряемый в крупных городах России. О нем сегодня говорит директор похоронного дома «Реквием» Наталья Андреевна ЛАСТОЧКИНА:

 

-Современным экологически безопасным видом погребения умерших, альтернативным традиционному захоронению в землю, является кремация. Мировая практика использует ее уже более столетия. Наибольшее распространение кремация получила в Японии (кремируют 98 процентов всех усопших), Чехии (95), Великобритании (69), Дании (68), Швеции (64), Швейцарии (61 процент).

В России положение таково: в тех городах, где есть крематории, кремация достигает 50-60 процентов от общего числа умерших. Лидеры – Санкт-Петербург и Норильск, в первом это обусловлено острой нехваткой земель для традиционных захоронений, во втором – суровым климатом.

В Новосибирске и Новокузнецке, ближайших к нам крупных городах, этот показатель варьируется в пределах 50 процентов. По Междуреченску такую статистику отследить сложно, но скажу по опыту: в последние годы горожане прибегают к кремации все чаще.

Среди мотивов, ведущих к кремации, приоритетным является именно экологический, прежде всего, охрана источников питьевой воды. Важным является и недостаток земельных участков для классического захоронения.

Естественная минерализация погребенного тела происходит в течение 20-30 лет, в зависимости от климатических условий местности. У нас в Сибири климат резко континентальный, влажность воздуха повышенная, почвы влажные, объем дренирующих вод большой, поэтому тела минерализуются около 30 лет. Сравните с кремацией – этот срок составляет один, максимум полтора часа.

При традиционном погребении тело обязательно проходит стадию гниения. А ведь в подавляющем числе случаев люди уходят из жизни вследствие каких-то болезней, нередко – умерших от туберкулеза, ВИЧ-инфекции, других опасных заболеваний. В результате разложения тел зараженной оказываются земля, грунтовые воды. А ведь здесь, в Междуреченске, еще жить нашим детям, внукам, правнукам, что мы им оставим? Согласитесь, бесконечно расширять кладбища – значит, действовать против человечества.

А кремированный прах обеззаражен. Поскольку температура в печи достигает 900-1000 градусов, никаких органических включений в нем не остается, поэтому прах абсолютно безвреден и экологически чист.

Кремация решает проблему нехватки земель. Горожане знают, каких размеров уже достигло наше кладбище, знают, насколько остро стоит вопрос с отведением новых участков под традиционные захоронения. По предварительным подсчетам специалистов, существующее кладбище располагает землей примерно на два года максимум.

Определиться с новыми участками чрезвычайно сложно. Предложения возникают разные, вплоть до абсолютно неприемлемых, например, - ближе к верховью Назаса, чистой горной реки, в районе которой расположена скважина по добыче нашей знаменитой уже в Кузбассе воды «Югус»! Конечно, очень маловероятно, что подобные предложения будут приняты, но понятно и то, почему они возникают, – выделить какие-то другие земли в Междуреченском городском округе крайне сложно.

Кремация же дает экономию места вплоть до 50-100 раз, что позволяет рационализировать использование городских земель. И это связано не только с размещением урн с прахом в колумбариях, которые занимают очень мало места, но и с тем, что у граждан появляется возможность создавать семейные, родовые захоронения, помещая урны в землю на могилах родственников.

Все знают, что на нашем кладбище есть могилы, за которыми годами никто не ухаживает. Причины разные – переезд родных покойного в другой город, невозможность приехать на кладбище в силу возраста или состояния здоровья. А колумбарий всегда выглядит достойно, прилегающая к нему территория регулярно очищается от сорняков и мусора.

Немаловажен и тот фактор, что расходы на кремацию значительно ниже, чем на традиционное захоронение, что сегодня имеет существенное значение для многих российских семей. А кому-то представляется не менее важным при переезде на постоянное место жительство в другой регион перевезти и прах дорогих им людей. Кремация дает такую возможность.

Кроме того, кремация и захоронение в колумбарии исключает вандализм, в отличие от захоронения традиционного, когда возможны случаи разрушения памятников, обелисков, оградок.

Существенным моментом при выборе способа захоронения для некоторых граждан является то, как относится к кремации православная церковь. Чтобы не быть голословной, приведу выдержки из документа «О христианском погребении усопших», принятого архиерейским собором: «Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии». И многие мученики, причисленные церковью к лику святых, «не получили христианского погребения.., что не лишило их вечного спасения и славы Небесного Царства… Памятуя об этом, Русская православная церковь не лишает молитвенного поминовения христиан, по различным причинам не сподобившихся погребения, соответствующего церковной традиции».

Записала

Нина БУТАКОВА.